Развивающие занятия для дошкольников — в чем их польза? Наш опыт.

Сейчас огромное разнообразие мнений о необходимости раннего развития и всевозможных кружков для малышей и дошкольников. Кто-то считает, что «после трех уже поздно». Кто-то активно выступает против специально организованных занятий до начала обучения в школе, объясняя, что дети «сами лучше знают, что им надо», и «нельзя им мешать развиваться естественно».
Я считаю, что мамы – первые и лучшие воспитатели и учителя для своих детей. Постоянно обучаясь и размышляя о своей родительской миссии, я, как и большинство читающих эти строки, стараюсь дать своим детям самый достойный старт в их жизни.

Наденька.

Есть у меня доченька девяти лет. Подвижная и активная, общительная и восхищенная красотой этого мира. Когда-то в ее полтора года я заинтересовалась идеей раннего развития. Продумывала и проводила игры, искала идеи для творчества, инсценировала сказки. Дочке было интересно, она с вдохновением откликалась на все идеи, с удовольствием участвовала во всем, что я ей предлагала. В наших совместных занятиях она брала множество идей, которые потом продолжала развивать в своих играх. Многие пройденные и «прожитые» через сказочный сюжет темы перевоплощались в ее личные инсценировки с игрушками.

Так у меня родилась программа развивающих тематических занятий для малышей и дошкольников «Путешествие в страну добродетелей», которую позже я назвала «Мир-и-Я». В каждом разработанном блоке присутствовали три составляющие:

* тематическая (знания об окружающем мире);

* воспитательная (тематические сказки, помимо раскрытия основной темы, обязательно рассказывали о дружбе, вежливости, заботе, трудолюбии, аккуратности, смелости и других важных качествах характера);

* развивающая (связанные с темой сказки игры, упражнения и задания).

По этой программе я работала несколько лет, в том числе проводила кружок в детском саду.

Сейчас, когда прошло уже достаточно времени и дочка учится в третьем классе, можно уже судить и делать выводы о пользе такого вот опыта развивающих занятий (здесь я напишу именно о «развивающей» составляющей, опустив «воспитательную» часть).

Плюсы:

+ Еще в садике воспитательница «раскусила» меня, спросив в самом начале младшей группы: «У вас Надя такая сообразительная и так много знает. Вы, наверное, с ней занимаетесь?»

+ Дочка оказалась отлично подготовленной к школе. Специально подобранные к каждой теме игры помогли в достаточной мере развить внимание, память, мышление. И, несмотря на то, что именно чтению и письму я ее не обучала и уделяла внимание буквам только «по запросу» самого ребенка, в школе она быстро начала читать и писать. К слову, сейчас читает много и с удовольствием.

+ Дочка левша, но проблем с письмом также не возникло. По стандартным пособиям для подготовки руки к письму мы почти не занимались. Я периодически их покупала, но Надя не любила эти задания. «Готовили» руку опять-таки с помощью определенных игр и упражнений во время тематических занятий.

+ Круг ее интересов достаточно широк. Но постепенно из всего разнообразия тем она нашла для себя особенно привлекательные, по которым активно изучает энциклопедии и другую литературу (например, с четырех лет она интересуется палеонтологией, а в последнее время ее излюбленная тема – «кошки»).

Минусы:

- Дочка привыкла, что с самого начала учебы в школе вот уже третий год ей все легко дается и она «отличница».

Периодически у меня возникает вопрос: а что будет, когда накопленного в дошкольном детстве ресурса будет уже недостаточно, и ей придется получить опыт первых серьезных трудностей? Успокаиваю себя тем, что этот опыт частично уже получен в музыкальной школе, когда ей приходилось разучивать и отрабатывать новые, более сложные произведения.

- Второй минус связан с какими-то моими ошибками и недопониманиями особенностей возраста и потребностей индивидуального развития дочки. Так, например, я несколько недооценила важность для нее определенных сенсорных игр, и, следуя «плану занятия», переключала внимание на другие задания. И сейчас по определенным моментам ее поведения понимаю, что надо помочь наверстать упущенное.

Витюша.

Есть у меня сынок, которому сейчас четыре года. Он спокойный и созерцательный, с определенными устоявшимися интересами (ну, конечно же — это машинки и конструктор), немного консервативен и, как правило, не сразу откликается на новые идеи. Поэтому те динамичные занятия, которые я разрабатывала и проводила раньше, очень сложно им воспринимаются.

В садике Витюшу считают «неспособным» из-за его медлительности, смущенного молчания на занятиях, из-за совершенно особенного подхода к творческим заданиям. Помню его растерянный взгляд, когда я увидела, что на полочке для работ из пластилина стоят птички, а напротив его имени поделки нет. Я тогда спросила: «О, вы сегодня лепили! А где же твоя птичка?» — «У меня не получилось…» И, опустив голову, добавил: «Получился ураган…» Вы когда-нибудь видели ураган из пластилина? Я – нет. Поэтому обрадовалась: «Ураган? Супер!!! Очень жаль, что он не поместился на выставку, я так хочу на него посмотреть! Ты сделаешь дома еще один?» Было очень радостно видеть, как изменился взгляд сына с растерянного «со мной не все в порядке, я не умею лепить птичку» на гордый и довольный.

И я поняла, как же необходимо сейчас помочь ему не принять на себя вот этот ярлык «неспособный» и другие подобные. Как важно помочь укрепить его внутреннее ощущение «я могу».

Подумав, я осознала, что помимо просто поддержки в сложных для сына ситуациях, надо дать альтернативную возможность выразить себя в разных играх и различных видах творчества. И через это помочь ему почувствовать себя успешным. И я решила начать новый цикл тематических развивающих занятий по программе «Мир-и-Я», специально адаптированных под Витюшины особенности. Планирую оставить тематическую и воспитательную составляющую. Но игры и задания буду подбирать специально для таких вот «спокойных созерцателей», как мой сынок, для тех, чьи способности не вписываются в набор определенных стандартов: «ребенок 4 лет должен уметь… знать…» и т.п.

Это тем более своевременно, что совершенно определенно у Витюши начался возраст «почемучек». И постепенно он начинает приоткрывать для себя отличные от предпочитаемых им грани окружающего мира (те, которые «не-машины» и «не-техника» J).

Буду благодарна, если в комментариях вы расскажете, будет ли вам интересен наш опыт проведения этих занятий, размещать ли «отчеты» на страницах этого блога?

Также, если вы живете в Минске, приглашаю деток 3-5 лет присоединиться к нашим занятиям.

Екатерина  Малышева

Метки , . Закладка постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>