Как ваш ребенок убирает игрушки?

kak_nauchit_ubirat_igrushki1Как легче всего убедить малыша или дошкольника, что нужно убрать игрушки? Как объяснить, почему надо складывать аккуратно, почему важно поддерживать определенный порядок на полке с игрушками?
«Иди и убери игрушки!»
«А сейчас надо сложить игрушки на место».
«Разберите этот беспорядок!»
«Уберите в комнате!»
Думаю, что большинство родителей подтвердит, что подобные фразы-приказы совершенно неэффективны. Особенно, если речь идет о детях дошкольного возраста. Привыкнув когда-то в детстве к подобному обращению, мы переносим его на своих детей. И вот уже порядок в детской комнате или хотя бы на полках с детскими игрушками кажется чем-то совершенно недостижимым.
Но все возможно! Если вдохновлять детей к наведению порядка, каждый раз вспоминая о нескольких важных возрастных особенностях дошкольников…

Вспомнить эти особенности и поразмышлять над ними нам поможет мультфильм «Hello Kitty». Давайте вместе посмотрим серию «Я умею делать уборку»:

1. В отличие от взрослого, ребенок одушевляет, «оживляет» предметы и явления физического мира, наделяет вещи, которые его окружают способностью чувствовать, мыслить, понимать и выполнять просьбы и желания человека. Буквально все: куклы и кубики, тарелки и стулья, качели и горки, деревья и цветы, камни и палки — все вокруг «живое». Со всеми предметами можно «разговаривать», их можно «услышать» и они могут «понять» обращенные к ним слова. С ними происходят невероятные истории, продиктованные безграничным воображением маленького фантазера. Эту особенность человеческого мышления в психологии назвали анимизмом (от слова «душа» на латинском языке).
Скажите ребенку, что игрушкам неудобно и грустно лежать на полу, они могут простудиться. Они устали, хотят «домой». Что спать ночью им уютнее в своем домике. Обратитесь к ребенку от имени разбросанных игрушек. Попросите «проводить» на место, «показать дорогу», отвезти на машинке, «вернуть к маме с папой» и т.п.

2. Сейчас уже многие знают, что основным «делом» ребенка до семи лет является игра. Примерно с четырех лет дети любят выбирать себе роль и разыгрывать интересные сюжеты.
Не надо «организовывать» малыша. Увлеките его интересным сюжетом. Любимые «игрушко-убиральные» игры моей дочки – «Золушка» и «Фея Аккуратности». Мальчик может быть Супергероем, спасающим попавших в беду жителей Игрушечного города. Или водителем автобуса, которому нужно срочно развезти пассажиров по домам.

3. Внимание детей дошкольного возраста еще очень неустойчиво. Так, ребенок может нести к ящику для игрушек мячик, а по дороге увидеть интересную книгу. И, забыв про мячик, начать рассматривать картинки.
И снова выручить вас может игра. Например, такая: мама хлопает в ладоши и говорит «Все мячики – домой!» И все участники уборки как можно быстрее собирают мячики в корзину. Далее мама снова хлопает в ладоши и изменяет условие: «Все книжки – на полку!», «Все машинки – в гараж!» Эту игру также можно использовать для закрепления знаний об окружающем мире. «Домой» можно «провожать» синие или красные игрушки, мягкие или твердые предметы, вещи, сделанные из пластмассы, сшитые из ткани или деревянные…
Также поможет удержать внимание на действии и импровизированная песенка из разряда «что делаю, о том пою»:
Убираем мячики, мячики, мячики.
Рады наши мячики: все они на месте.
Складываем кубики, кубики, кубики.
Вот уже и кубики все лежат на месте.
Как вы понимаете, особенными вокальными данными и литературным талантом для сочинения таких «игрушко-убирательных» песенок обладать не надо. Главное – хорошее настроение и радостная атмосфера.

4. Дети еще не способны полностью самостоятельно организовать процесс уборки. Именно взрослые должны создать условия и какое-то время убирать игрушки вместе.
Условия простые:
• Важно использовать простые и удобные емкости – полочки, ящики, корзины, коробки.
• Располагать их надо так, чтобы ребенок мог сам, без помощи взрослых взять оттуда, а затем вернуть туда игрушку.
• Важно, чтобы для каждой игрушки было определено место хранения. Если малышу еще сложно запомнить и сориентироваться, куда что положить, то помогут рисунки, которые можно наклеить на дно ящика, на стенку или дверцу шкафчика.
• Организуйте уборку в одно и то же время, приурочьте ее к какому-то ежедневному режимному моменту. Например, к ужину. Постепенно ребенок привыкнет: после того, как он вечером покушал, он идет складывать игрушки на места.
• Замените общие фразы («убрать игрушки») на более конкретные и понятные ребенку задачи: «сложить книги на полку», «отвезти машинки в гараж», «положить кубики в коробку» и т.п. С детьми постарше можно заранее спланировать несколько действий: пусть ребенок сам проговорит, что и куда он положит.
• Используйте дополнительный материал: плакаты и «схемы», рисованные планы и наклейки.

5. У любого человека – взрослого или маленького – привычка вырабатывается гораздо быстрее, если действию сопутствует «положительное подкрепление». То есть то, что вызывает позитивные эмоции.
Что это может быть в ситуации «дети + уборка игрушек»? Первое, что вспоминается:
• Похвала («Я очень рада!», «Я горжусь тобой!», «Ты мне очень помог!», «Как у нас в комнате красиво!» и т.п.);
• Ваша улыбка и объятия;
• «Спасибо», сказанное от имени игрушек;
• Совместно проведенное время, которое «освободилось» у вас благодаря участию ребенка в уборке. Например, возможность вместе почитать интересную книгу.

А еще, дети очень любят слушать сказки и смотреть мультфильмы. Следуя за любимыми персонажами, они начинают повторять за ними, сопереживают, учатся на их ошибках, вдохновляются их достижениями. Поэтому приглашаю вас вместе с детьми в наш «кинозал» на сеанс мультфильмов на тему «Убираем игрушки».

Екатерина Малышева.

Метки , . Закладка постоянная ссылка.

One Response to Как ваш ребенок убирает игрушки?

  1. Evgenia говорит:

    Статья очень понравилась, читала, как про себя в детстве. Если бы только мои родили знали правильный подход к уборке игрушек:) Со своими детьми обязательно учту. Спасибо!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>