Умение увидеть необычное в привычных вещах и событиях – это способность человека любознательного. Для проведения этой серии опытов мы вместе с детьми перейдем на кухню. И попробуем вместе понаблюдать за обычными продуктами.
Итак, нам понадобятся: вода, сахар и другие сыпучие продукты. А также – изюм, уксус, сода и растительное масло. Все это уже есть в наличии? Тогда начнем…
Исчезнет или нет?
Возьмите несколько небольших стаканчиков или баночек от детского питания и наполните их водой. Поставьте рядом с ребенком емкости с различными сыпучими продуктами. Это могут быть: соль, сахар, какая-либо крупа, молотый и растворимый кофе, крахмал и т.п.
? Как ты думаешь, что произойдет, если опустить каждый из этих продуктов в воду?
Пусть ребенок берет одно из «веществ» с помощью чайной ложечки, насыпает в баночку или стакан и размешивает.
Наблюдайте вместе, что образует водный раствор, а что не растворяется и остается видимым.
Вода-сладкоежка…
Возьмите два одинаковых стакана, сахар-песок и две чайные ложечки. Один из стаканов наполовину заполните холодной водой, а другой – горячей.
? Как ты думаешь, какая вода любит сахар больше – холодная или горячая? Или они одинаковые «сладкоежки»?
Предложите подсластить горячую и холодную воду. Для этого пусть ребенок берет сахар сразу двумя ложечками, одновременно опускает каждую в свой стакан и размешивает до растворения. При этом вместе считайте вслух, какую по счету ложку сахара «съела» вода в стаканах.
Продолжайте до тех пор, пока сахар не перестанет растворяться и не начнет оседать на дне.
? В каком стакане сахар перестал растворяться раньше? Этот раствор называют «насыщенный».
? На сколько больше ложек сахара «съела» вода из второго стакана? Это «перенасыщенный» раствор.
Оставьте воду на столе (если емкости одинаковые, то заранее пометьте, в какой из них была горячая вода). Через час рассмотрите, произошли ли какие-то изменения за это время.
Изюм-ныряльщик.
Налейте полную банку воды. Добавьте туда по две чайные ложки уксуса и соды и медленно перемешайте.
Пусть ребенок возьмет в руки одну изюмину и попробует определить «на вес», опустится она на дно или будет плавать на поверхности. Предложите ему проверить, прав ли он.
Возьмите небольшую жменю изюма и аккуратно опустите его в воду. Поставьте банку так, чтобы можно было наблюдать в течение суток, что будет происходить с изюмом. Сначала изюмины опустятся на дно, а затем начнут перемещаться вверх и вниз.
? Внимательно рассмотри поднимающийся и опускающийся изюм и попробуй определить, благодаря чему ему удается так путешествовать?
! При соединении уксуса и соды происходит выделение углекислого газа в виде пузырьков. Он, как и все газы легче воды. Поэтому, пристав к изюминам, пузырьки увлекают их на поверхность. Затем, лопнув, рассеиваются в воздухе, а изюм снова становится тяжелым и опускается вниз.
Масло и вода.
Возьмите небольшую банку или стакан и заполните примерно на половину растительным маслом.
? Как ты думаешь, что у нас получится, если мы сейчас добавим в банку воды?
Медленно вливайте воду и наблюдайте, что будет происходить (на фото вода темная, потому что окрашена растворимым кофе).
? Если мы сейчас попробуем хорошенько размешать масло и воду, что получится?
! Вода и масло имеют различную плотность, поэтому они не смешиваются, а располагаются слоями.
Попробуйте вместе с ребенком обсудить, что же обладает большей (меньшей) плотностью? Вода, прошедшая сквозь масло и оставшаяся на дне? Или же растительное масло, плавающее на поверхности?
В завершение этого опыта можно рассказать об экологических катастрофах, когда в результате аварии происходит утечка нефти в море. Плотность нефти такова, что она плавает на поверхности, принося непоправимый вред окружающей природе.
Еще больше описаний увлекательных экспериментов и опытов с водой вы сможете получить с материалами тренинга-марафона «Детская любознательность. Как развить познавательную активность ребенка».
Екатерина Малышева