Ребенок 2-4 лет не хочет гулять на улице. Что делать?

Многим мамам знакома ситуация «24/7 с ребенком», когда папа все время на работе, а бабушки-дедушки далеко и помочь ничем не могут. Развивая, успокаивая, отвлекая и направляя ребенка, надо управиться с домашними делами, сходить в магазин. А ведь хочется и о себе позаботиться, и пообщаться. В принципе, если ребенок здоров, то по делам или на встречу с подругами можно отправиться вместе с ним.

Но мамы деток от двух до четырех лет могут столкнуться с подобной ситуацией: «Сын 2,5 года наотрез отказывается выйти на улицу. Начинаешь его одевать, а он в крик. Если все же выведешь насильно, то всю прогулку ноет «хочу домой» и стремиться вернуться к подъезду. Причем такое поведение продолжается уже несколько недель…»

Итак, что же делать, если ваш сынок или доченька не хотят гулять на улице?

В первую очередь попробуйте понять причину такого поведения. Что это могло быть? Вот несколько вариантов:

  1. Ситуативные причины. Конфликт в песочнице, упал-ударился, испугался резкого гудка машины и т.п. Особенно, если к этому времени уже устал, хотел пить, заболевал или испытывал какой-то иной дискомфорт. Могла образоваться подсознательная связь плохого самочувствия с фактом нахождения на улице.
  2. Неудобная одежда, обувь. Что-то давит, натирает, колется.
  3. Дома появились интересные занятия, новые игрушки.
  4. Кризис трех лет и связанные с ним негативизм, упрямство, протест-бунт, деспотизм, обесценивание и строптивость.  Признаки кризиса могут наблюдаться в промежутке от 2 до 4 лет.
  5. Если такое поведение повторяется в отношении только одного родителя (или же бабушки, дедушки, няни), то, возможно это подсознательное желание почувствовать границы в отношениях с этим человеком.

Если кратко, то основные принципы, которых родителям важно придерживаться в этой ситуации, следующие:

*С ребенком все в порядке. Это не манипуляция, не избалованность, не испорченность. У малыша есть причина для такого поведения.
*Раньше или позже изменения произойдут в любом случае, и ваш ребенок начнет ходить на улицу. Сейчас же важно то, какие отношения устанавливаются между вами.
*Главный в отношениях – взрослый. И взрослый берет на себя ответственность за дальнейшее развитие событий.
*Важно оказать ребенку поддержку. Назвать и принять его чувства, когда он плачет или злится, собираясь на улицу. Выслушать, если он что-то говорит, проговаривая сказанное за ним.
*Никогда не бросайте ребенка одного в квартире даже на пару минут («я ухожу гулять, а ты посиди тут один»). Если вы очень злитесь, то лучше выйти на минутку в другую комнату.
*Если есть возможность, то «пойдите на поводу» у ребенка и один-два дня (а, может, и неделю) не ходите гулять и даже не вспоминайте об этом.
*Для восстановления лояльности к прогулкам используйте возможности, связанные с возрастом: стремление подражать взрослым, вовлекаемость в игру, «сказочное» мышление.

Вот несколько более конкретных идей, как у деток 2-4 лет можно «взрастить» интерес к улице и желание выйти погулять.

Используйте «волшебный голос». Посмотрите в окно и расскажите, что вы видите. Говорите так, как будто рассказываете очень интересную сказку.

Помогите ребенку сделать первый шаг – выйти за дверь квартиры. Пока еще просто для того, чтобы помочь вам подмести лестничную площадку. Или же для того, чтобы посчитать ступеньки лестницы, или узнать, сколько окон на вашем этаже вы можете увидеть.

Поиграйте дома… в прогулку. Пригласите «друзей» – любимую куклу, мягкую игрушку или машинку.
Что вам нужно для прогулки? Одежда, обувь, сумочка, игрушки… Позаботьтесь о подходящей сезонной одежде для «друзей». Сейчас зима, а у вас нет кукольных сапожек и верхней одежды? Не беда. Дети очень легко включаются в игру «как будто это …». Так, сапожками могут стать носочки малыша, а «курточкой» – носовой платок. Можно и просто обозначить жестами, что одеваетесь сами и надеваете на игрушки необходимую для улицы одежду.

Что интересного может произойти на такой воображаемой прогулке? Вводите в игру элементы, которые могут заинтересовать малыша на улице. Вы «покатаетесь» на качелях, «съедете» с горки, «понаблюдаете» за муравьями или котиками, «покормите» птичек. А когда «вернетесь домой», то пусть куколка или машинка, которые были задействованы в игре, «посмотрят» в окошко. И обязательно скажут, как они хотят вместе с ребенком покататься на настоящих «во-о-он тех красных с синим сидением» качелях или покормить голубей, которые очень ждут хлебных крошек.

Почистите обувь. Вы – свою и других членов семьи. Попросите малыша от имени его туфлей или сапожек помочь им стать чистыми и красивыми, как мамины босоножки, папины ботинки. Можно придумать сказку о том, как злая Королева Грязь хочет собрать всю грязную обувь в своем царстве, чтобы построить себе из них огромный дворец. Разыграйте, как ваша обувь просит почистить ее, чтобы Королева Грязь не смогла ее забрать. Ботиночки ребенка тоже хотят остаться дома, они же так любят быть на ножках такого чудесного мальчика или девочки. Пусть малыш протрет их тряпочкой, специальной щеточкой «наведет блеск», аккуратно поставит на полочку. От имени чистой обуви скажите «спасителям» огромное спасибо. А обувь ребенка, конечно же, выразит огромное желание снова вместе с малышом отправиться в путешествие по дорогам и дорожкам (походить по бровкам, по траве, попрыгать через лужи, поиграть с мячиком, похрустеть снегом – что возможно в эту пору года и что будет интересно вашему ребенку).

Расскажите сказку. Главный герой сказки очень не любил ходить на улицу, потому что… (назовите причину вашего ребенка, например: потому что боялся, что ему будет дуть холодный ветер в лицо). Он каждый день остается дома, но однажды… (что-то происходит, например: в доме поселилась Грустинка, или: герой узнает, что Один Хороший Водитель потерял свою машину, или: на подоконник прилетает птичка и просит спасти ее птенчика).  Герою срочно придется выйти на улицу и… (собрать побольше улыбок в зеркальце, чтобы прогнать Грустинку, или поискать машину Водителя возле дома и возле магазина, или же покормить птенчика, чтобы спасти его от голода). Ему очень сложно решиться, но он справляется со своим страхом и идет помогать-спасать, несмотря на то, что ветер в этот день очень сильно дует.

Героем в возрасте 2-4 лет может быть зверек, птичка или любимая игрушка ребенка. Можно рассказывать и о «таком же хорошем и смелом мальчике, как ты».

Инсценируйте ситуацию ребенка, используя игрушки.

Если вы включаете ребенку мультфильмы, то посмотрите с ним серии, где показаны игры детей во дворе, где рассказывается об интересных занятиях, которые можно найти на улице. Выражайте восторг: «Ух ты, сколько снега! Смотри, а у нас на улице сейчас тоже много снега и детки катаются на санках», «Посмотри, там по дороге едет бетономешалка, у нас недалеко строится дом, и туда тоже приезжают бетономешалки! Когда мы будем гулять, обязательно сходим посмотреть!»

Вот пример нединамичного «зимнего» мультфильма, подходящего для двухлеток, называется он «Наступила зима»:

Пусть вам помогут персонажи любимых сказок и мультфильмов. Дети любят проигрывать сюжеты из сказок, воображать себя их героями.

Например, сейчас рано темнеет и мне почти каждый будний день приходится вместе с четырехлетним сыном встречать дочку из школы. Сыну часто не хочется прерывать свои занятия для того, чтобы заниматься таким скучным делом, как натягивание уличной зимней одежды и потом еще в течение тридцати минут в любую погоду идти до школы и обратно. Но как раз у него период особого интереса к мультику «Щенячий патруль». Поэтому мы сейчас не просто одеваемся на улицу, а надеваем спецодежду (колготы-быстроходы, куртку с реактивным двигателем и т.п.). И не просто идем до школы и обратно, а спешим выполнить ответственное задание. Чтобы игра не надоедала, я стараюсь придумывать каждый раз новую «задачу для патруля». Но бывают периоды, когда дети хотят снова и снова проигрывать один и тот же сюжет, тогда, конечно, надо дать им такую возможность.

Как вы понимаете, все перечисленное выше идеи — это просто некоторые из вариантов того, что можно придумать в данной ситуации. Каждый ребенок уникален и то, что помогало одному, может не найти отклика у другого.

Как понять, что же лучше всего подойдет именно вашему ребенку? Наблюдение и интуиция вам помогут. Сохраняя ваше ведущее положение взрослого, будьте чутки к интересам малыша. И тогда у вас обязательно получится находить именно те слова и игры, которые помогут решить любой вопрос.

Екатерина Малышева

Метки , , , . Закладка постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>